Пришел Иван Купала проект (старшая группа) на тему. Презентации на тему Иван Купала (Иванов день, Купалье), скачать Приметы и обряды праздника

ПРОЕКТ

«Пришёл

Иван Купала»

Воспитатель Сердюкова И.В .

Июль 2015 года

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Михаил Ломоносов

Участники проекта: Дети старшей группы компенсирующей направленности № 6, родители.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала» силами воспитателя, родителей и ребят.

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала).

Задачи:

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  2. Обогащать духовный мир детей.
  3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала».
  4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обеспечение интеграции образовательных областей:

Физическое развитие: приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.

Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие: учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала;

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, зазывалок.

Художественно – эстетическое развитие: создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.

Взаимодействие с родителями:

  • Оформление папки – передвижки «Пришел Иван Купала»
  • Консультация для родителей «Иван Купала».
  • Изготовление венков из лекарственных растений.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
  2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.
  3. Результативный – организация выставки детского творчества «Лекарственные растения», «Ромашки» , оформление фотоотчета, презентация проекта.

План проведения проекта «Ивана Купала».

  1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала, просмотр презентации « Праздник Ивана Купала» – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
  2. Разучивание стихотворения «На Ивана, на купала» – развивать кругозор, память.
  3. Пальчиковая гимнастика «Солнце» - развивать мелкую моторику рук.
  4. П/и «Ручеек» - Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.
  1. НОД «Мир лекарственных растений», «Сказка о лекарственных растениях» - обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
  2. Просмотр презентации «Лекарственные растения Ставропольского края»
  3. Художественное творчество: «Лекарственные растения» - учить детей раскрашивать лекарственные растения, стараясь не заходить за контур.
  4. Пальчиковая гимнастика «Цветочек» - развивать мелкую моторику рук.
  5. П/и «Веночек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
  1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала.
  2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» - развивать мелкую моторику рук.
  3. Художественное творчество: аппликация «Букет из ромашек» - учить детей вырезать ромашки по шаблону, работать дружно.
  4. П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
  1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» - обобщить знания детей о празднике Ивана купала; доставить детям радость, хорошее настроение.
  2. Пальчиковая гимнастика «Травка» - развивать мелкую моторику рук.
  3. П/и «Заря»- развивать двигательную активность,
  4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература:

  1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г.Казакова М.: Просвещение, 1985.
  3. «Народные праздники в детском саду» Т.В.Антонова, М.Б. Зацепина. М.: 2005.
  4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. -
    М., 2007.

Слайд 1

Презентация ученика 4 «Б» класса Большинского Андрея
Праздник русской старины ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ

Слайд 2

День Ивана Купалы - старейший русский праздник, который наши предки начали отмечать много столетий назад. Купала относится к числу самых древних славянских языческих праздников. Обычно празднуют Купалу в ночь с шестого на седьмое июля.

Слайд 3

«Купало»
О происхождении слова «Купало» существуют разные версии: Одни считают, что оно происходит от слова купать, купанье. Это весьма убедительно, поскольку именно с этого дня начинается купание в открытых водах. Некоторые привлекают и слово куча (куча разжигаемого хвороста).

Слайд 4

Вода и огонь.
Вода и огонь - это начало мира. Омовения были священными практически у всех народов мира. Земля в июне получает наибольший приток жизненной силы солнца.

Слайд 5

Целебные травы.
В канун Купалы рано утром девицы и молодые женщины уходили в луга и леса за целебными травами. При сборе трав пели особые заклинательные песни.

Слайд 6

Живой Бессмертный Огонь
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. С наступлением сумерек разводят костры. Любопытно, что купальные огни зажигали не от любого источника. Добывали Живой Бессмертный Огонь трением дерева об дерево. Только такой огонь считался божественным.

Слайд 7

Купальские песни
Главная тема купальских песен - любовь, супружество, замужняя жизнь. Девушки выбирают приглянувшихся женихов и, взявшись за руки, парами прыгают через костер. Суженые бегут к костру и, окончательно скрепив свой союз прыжком через пламя, устремляются к реке и омываются в Купальской Живой Воде.

Слайд 8

Праздник Ивана Купала На берегу реки девушки пускают венки на заранее приготовленных плотиках с раскаленными угольками. Каждый старается проследить как можно дальше путь своего плотика с венком будущей жизни, освященной Живым Огнем Купалицы.

Слайд 9

Праздник Ивана Купала Праздник Ивана Купалы - день летнего солнцестояния, праздник воды и огня. Купало-бог плодов, считался одним из самых главных языческих богов. Праздник Ивана Купалы очень яркое и красочное действо.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздник ИВАНА КУПАЛА

Ребята! Приближается всеми вами любимый день - Иван Купала. Если вам интересно узнать, почему этот день так называется и как его праздновали в старину, то мы сейчас всё и узнаем!

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) - один из главных праздников календаря славян, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния.

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель - переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. История

Обряды праздника Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Вода Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в этот день.

огонь Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки

травы Папоротник (Щитовник мужской) Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Иван-да-марья (Марьянник дубравный) Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Иван Марью Звал на купальню. Где Иван купался - Берег колыхался. Где Марья купалась - Трава расстилалась. Купался Иван, Да в воду упал.

обычаи 1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов. 4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Дерево желаний

Игры и забавы

Сплетём веночки на Иван Купала

Мальчикам веночки тоже идут

Пустим по реке Загадаем желание

Составила воспитатель Былинкина Людмила Александровна МКС(К) ОУ «Кузедеевская школа интернат VIII вида»


  1. 1. Prezentacii.com День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.
  2. 2. Кто такой Купала? Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.
  3. 3. Самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.
  4. 4. Небывалый цветок. По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдѐт и сорвѐт этот цветок, становится знахарѐм и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придѐтся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.
  5. 5. Купальские гадания. 1. Собирали 12 видов 2. Завивали венки, с трав и клали ночью под зажжѐнными свечами, подушку со словами: пускали в реку. Если «Суженый-ряженый, венок утонет – суженый приходи в мой сад разлюбит. У кого плывѐт гулять!», чтобы увидеть дольше всех – тот будет во сне своего будущего счастливее всех, у кого жениха. свеча дольше всех горит – тот проживѐт самую долгую жизнь.
  6. 6. Купальские гадания. 3.В полночь 4. Чтобы приснился выходили и, не глядя, жених, под голову на рвали травы, а утром ночь клали пересчитывали: если подорожник со набралось 12 видов словами: «Трипутник растений – замуж – попутник», живѐшь идти в этом году. при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»
  7. 7. Поверья. Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали еѐ в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.
  8. 8. Поверья. Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.
  9. 9. Поверья. Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.
  10. 10. Иван – чистоплотный. С утра парни брали вѐдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весѐлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодѐжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.
  11. 11. Вечер Дня Ивана Купалы. А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шѐл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы. Узнать ещѐ больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Поверья.

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы.

Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Посмотреть все слайды

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: