Описание месяцев года для детей. Календарь природы для детей

Каждая пора года прекрасна по-своему. Весна богата цветами и первыми лучами солнца, зима приносит праздники и зимние забавы. В глазах детей все времена года выглядят наподобие нового мира с яркими характерными запахами, красками, а также ощущениями. Лучше всего начать знакомство ребенка со всеми сезонами в году, используя детские картинки для дошкольников «Смена времен года: весна, зима, осень, лето». Желательно, чтобы они наглядно демонстрировали особенности каждого сезона в отдельности. Такая дидактическая игра способствует развитию кругозора дошкольников, их пониманию законов природы.

Как можно их использовать?

Картинки на тему «Смена времен года: весна, лето, осень, зима» и дидактическая игра для детей подойдет лучше всего. Так ребенок лучше запомнит изучаемый материал. Вначале малышу следует объяснить, какие природные явления характерны для каждой поры года. Лишь затем ему можно показывать всевозможные картинки для детей с изображениями разных времен года. Когда малыш их внимательно рассмотрит, пусть назовет все времена года, которые предлагает дидактическая игра. Так ваше чадо не только визуально запомнит новую информацию, но и сможет хорошо ее закрепить.

В домашних условиях можно придумать еще и другой вариант изучения смены времен года для детей.

Например, может быть создана такая дидактическая игра. Для этого самостоятельно изготовьте карточку из белого картона и нарисуйте на ней в верхней части улетающих птиц, расцветающий подснежник, куст земляники и спящего мишку. От каждого рисунка изобразите дорожки в виде лабиринта, подпишите снизу соответствующие сезоны года. Попросите ребенка, чтобы он прошел по дорожкам лабиринта и сказал, в какое время года птицы улетают в теплые страны, когда расцветают подснежники, поспевает в лесу земляника, а в какое время года мишка спит. Приступайте с ребенком к подобным занятиям лишь тогда, когда у него проявится к этому интерес. В детсаду может быть применима следующая дидактическая игра. Воспитатель каждому ребенку раздает по 4 детские карточки с изображениями определенных предметов. Дает несколько минут на их рассмотрение. Затем просит назвать, есть ли среди них лишний предмет, не относящийся к определенному времени года. Например, лишним предметом является снеговик, потому что его можно слепить или встретить только зимой. Выигрывает тот, кто все правильно назовет.

Хорошо подойдет такая дидактическая игра для детей «Смена времен года: весна, лето, осень, зима». Воспитатель предлагает детям выбрать название сезона года, например, весна или зима. Когда выбор будет каждым сделан, им показывают поочередно фрагменты картинок с разными временами года. Тот, кому данный фрагмент подходит, забирает себе. Кто первым справится с заданием, и будет победителем. Здесь я собрала бесплатные картинки для детей «Смена времен года», а также плакаты, всевозможные карточки про времена года, игры и многое другое. Все материалы можно скачать бесплатно. Нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать.

Дидактическая игра «Смена времен года: зима, весна, лето, осень» для детей развивает творческие способности, способствует повышению уровня эрудиции. Она заинтересует вашего ребенка изучением времен года, природы и ее особенностей. Именно игра – главный метод обучения малышей. Только она способна сделать из них чутких, любознательных и интересных людей.

Тематические материалы

Карточки-картинки

Полный комплект тематических карточек о различных временах года для детей. Картинки очень красочные и интересные.

Дидактическая игра

Игра на сортировку про Времена года для детей:

Самые простые карточки с изображением мультипликационных героев из мультфильмов о различных временах года.

Плакат по теме

Раскраска

Книги

Скачать эту книги бесплатно можно .

Пример страниц изнутри книги:

Плакат про сезонную одежду и времена года для детей:

Времена года с Винни Пухом для детей:

Ваш малыш растет и пора поведать ему, что за осенью идет зима, а после весны всегда приходит лето. Родители задаются вопросом, какие самые эффективные и простые методики изучения существуют, как сделать понятными времена года для детей?

Календарь для малыша

Времена года несложно отличить друг от друга. Каждый сезон несет в себе важное, интересное событие. Например, дни рождения, семейные даты и праздники, Новый год, столь любимый детишками. Займитесь с малышом составлением личного календаря:

  1. Зимой к крохе приходит Дед Мороз с подарками, папа приносит ёлку, а малыш ее наряжает.
  2. Летом всей семьей вы едете к морю: у родителей отпуск, мама и папа оба дома, и вы вместе веселитесь на природе.
  3. Осенью идут дожди и можно бегать по лужам в сапожках, а старшие дети с рюкзаками идут в школу.
  4. Весной сходит снег, и расцветают первые цветы, листочки на деревьях зеленеют всё больше прямо на глазах.

С вашей помощью ребенок замечает и усваивает названия сезонов. С месяцами сложнее. Мало того что так трудно запомнить их названия, еще нужно усвоить порядок, как они бегут друг за другом, как хоровод.

Методики запоминания месяцев и сезонов года

Когда стоит затевать знакомство с окружающим миром крошке? Лучше всего затевать подробное знакомство с месяцами, когда ребенок заговорит. Теперь каждая ваша прогулка становится не лишь развлечением, а за одно и занятием. Но как научить ребенка месяцам года и названиям сезонов - всё несложно, приступайте к внедрению методик из этой статьи прямо сейчас:

  • Играйте в игры.
  • Создавайте рисунки.
  • Учите и сочиняйте стихи, загадки, сказки, рассказы, мультфильмы.
  • Используйте ассоциации, памятные даты.
  • Обращайте внимания на ощущения.
  • Объясняйте почему носится сезонная одежда.
  • Привязывайте любимые праздники малыша к месяцам.
  • Созерцайте , находя с малышом все происходящие изменения.

Подробное описание методик. Ребенку исполнилось 2 года

Прогулки. К активному, лингвистическому наблюдению за природой можно приучать уже с 2-х лет. Каждый новый день фиксируйте внимание ребенка на погоде, какой сейчас сезон и месяц. Описывайте словами все, что вы находите и чувствуете сегодня. Станьте для ребенка ходячей и говорящей энциклопедией.

Для чего это нужно. Информация будет откладываться подсознательно, то есть, ваш малыш будет инстинктивно знать названия месяцев, и что с ними связано, не заучивая их специально. В дальнейшем эта долгосрочная память поможет ему, когда вы перейдете к обучающим играм.

Ребенку исполнилось 3 года. Обучающие игры

Существуют специальные календари природы, лото «Времена года» и их цифровые аналоги для детей. Возьмите 4 одинаковых части листа, наклейте на каждый картинку, с которой ребенку будет проще объяснить разницу между зимой и летом. Подпишите рисунки и наклейте на эти карточки по конверту, где будут храниться картинки с одеждой, соответствующей этому сезону, открытками к праздникам и другими изображениями. В пять лет вы замените эти рисунки на картинки с названиями месяцев. Верхний клапан конверта следует отрезать, чтобы из него были видны карточки, и их было легко достать малышу своими пальчиками.

Сначала нужно дать ребенку запомнить названия сезонов и что с ними связано. Обсуждайте с ним, чем можно заниматься, когда лежит снег, светит жарко солнце, идет дождь. В это же время лучше начать изучать алфавит, а к освоению месяцев можно будет приступить в 5 лет. Наберитесь терпения, так как вложить в голову названия месяцев, их последовательность достаточно сложно. Зато, в ожидании пятилетия, ваш ребенок, освоив алфавит, уже сможет легче воспринимать информацию и структурировать ее.

Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы

В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.

Зима.

Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно - тепло.

Лето.

Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.

Весна.

Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.

Осень.

Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком - осенью зовется.

Хорошие фильмы были созданы еще в советские времена: «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Три орешка для Золушки», фильм о весне «Снегурочка», где хорошо показана смена времен года и таянье снегов. Посмотрите их с малышом о поговорите об этих моментах. Даже если малыш посмотрел фильм или мультик сам, обсудите с ним, что ему понравилось больше всего, а что огорчило, как бы он поступил. Особенное внимание уделите проработке деталей времен года.

Ребенку 5-6 лет

К пятилетнему возрасту ваш ребенок, как правило, уже освоил алфавит, четко знает разницу между зимой и весной, даже выражает свои предпочтения, какое время года он любит больше всего. Теперь настало время объяснить ему, в каком порядке идут месяцы.

Игры с ассоциациями

Пора доставать из наших конвертов 12 карточек и подробно их изучать. Просите малыша разложить месяцы по порядку и рассказывать, чем они ему запомнились, когда будет Рождество или именины бабушки, в какой одежде ходят люди в январе, когда вы поедете в отпуск.

Делаем необычные часы

  1. Картонный плотный круг разделите на 4 части. Это будут сектора с изображениями сезонов. Поделите каждый сектор на 3 части и напишите названия месяцев.
  2. Прикрепите стрелки к вашим часам.
  3. Установите стрелки на нужном месте.
  4. Каждого первого числа меняйте направление стрелки. Конечно, лучше это пусть сделает малыш сам.

Теперь, видя каждый день все месяцы сразу, ребенок интуитивно будет запоминать их расположение. Обращайте его внимание на "Часы времен года". «Какой сезон года сейчас? Сейчас осень, сентябрь?»

Не забывайте о душевной близости

Психологи утверждают, что совместные игры, общение, прогулки, поделки, помощь дошкольников на кухне и по хозяйству формируют у них теплые воспоминания, которые будут спасать их во взрослой жизни. Пока дети маленькие мы не просто учим их, мы закладываем крепкий фундамент, глубоки корни, которые не дадут им упасть в трудные моменты жизни.

Не переживайте, если ребенок усваивает медленно названия месяцев и времени года. Придя в школу, он за первый же год легко закрепит этот навык. С шести лет можно начать писать каждый день в прописях дату и месяц. Также не ограничивайтесь нашими рекомендациями. Каждый ребенок индивидуален и если вы решите, что уже в три года ему будет полезно увидеть часы с сезонами, то пробуйте, только вы сами найдете правильный ключик к своему крохе.

Краткий итоговый список методик обучения месяцам и сезонам, по годам жизни

  • 2-3 года. Беседы во время прогулки, карточки с сезонами года.
  • 3-5 лет. Стихи, рассказы, сказки, мультфильмы, фильмы и обсуждение увиденного, изучение алфавита.
  • 5-6 лет. Часы с сезонами и месяцами, карточки с конвертами, ассоциации.
  • 6-7 лет. Путь к учёбе в школе, ежедневная работа с прописями, указывая дату.

Мультфильм о временах года и месяцах из цикла «Уроки тётушки Совы»:

Имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) .

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года» является:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал: как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильн о.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2. Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» - молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.


Дети активно познают мир с самого рождения. Всему новому свое время. Например, о цветах грудничку нужно рассказать в 1-1, 5 года, о размере и форме в 2-3 года. Подробно о временах года, названиях месяцев дошкольники узнают поэтапно - в 3-4 года, ближе к школе в 6-7лет. Как сделать занятия увлекательными и запоминающимися с помощью специальных картинок времен года для детей, расскажем в нашей статье.

Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь.

Как подобрать карточки

Для урока нужно подготовить карточки времена года. Обучающие комплекты можно скачать в интернете, купить в книжном магазине. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды понятными детям.

  1. Лето. Ассоциируется с солнцем, морем, цветами, бабочками. Преобладающие цвета для картинок - зеленый, желтый, оранжевый, голубой. На карточках должны присутствовать люди в летней одежде, дети, катающиеся на велосипедах, роликах, купающиеся в речке.
  2. Осень. Признаком осени стали желтые, оранжевые листья на деревьях, сбор урожая яблок в саду, дождь, зонты, резиновые сапожки.
  3. Зима. Для детей зима пахнет мандаринами, радует Новым годом, подарками от Деда Мороза, украшенной елкой. Люди на картинках одеты в варежки, шапки, шубы. Дети катаются на санках, коньках. Лепят снеговиков.
  4. Весна. Тает снег, прилетают птицы после долгой зимовки. Люди пекут куличи на Пасху. На деревьях появляются первые листья, распускаются полевые цветы.

С чего начинать занятия

Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:

  1. Разложите перед дошкольником все серии картинок.
  2. Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
  3. Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
  4. Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
  5. Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
  6. Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
  7. Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
    Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер.
  8. Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов. На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.

Важно! Для детей 3-4 лет основным способом познания мира является практический пример и наглядность. Разбейте знакомство с календарем, породным условиям на весь календарный год. Так малыш увидит за окном то, что изображено на рисунках.














Дети помогают взрослым зимой

Прогулка в зимнем лесу




Задания

Времена года для детей - достаточно сложная тема, особенно запоминание названий месяцев и их очередности. Чтобы процесс изучения стал более легким, используйте следующие интересные задания.

  • Одеваемся на прогулку

Попросите малыша собрать куклу на улицу согласно заявленным вами погодным условия. Можно называть только месяц или время года. Для выполнения задания потребуется кукла и кукольный гардероб на весь год.

  • Раскраски

Подберите тематические разукрашки для детей дошкольного возраста. Просите объяснять выбор цвета, комментируйте творческий процесс, объясняя изменения в природе.

  • Опиши картинку

Раздайте детям рисунки по временам года. Попросите описать изображения. Лучшим вариантом будет картинка с действиями персонажей. Например, малыши катаются в зимней одежде на санках, взрослые собирают урожай и т.д.

  • Чтение и заучивание стихов

Для малышей 3-4 лет подойдут стихи про времена года Маршака, Никитина. Для старших дошкольников - стихи Тютчева, Блока, Есенина, Майкова.

  • Делаем часы времен года своими руками

Вырежьте из картона большой круг, разделите поле на 4 сегмента. Попросите ребенка изобразить в каждой части время года. Можно нарисовать соответствующие праздники, собственные ассоциации.












Игры

Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.

  • Прыгаем по лужам

Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.

  • Соотнеси картинки

Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – , для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.

  • Угадай, какое время года

Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.

  • Разгадываем загадки

Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.

Загадки Ответ
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются.
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
Красное, зелёное, жаром опалённое,

Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными.

Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:

  1. З.Е. Агранович “Времена года”.
  2. Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
  3. Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
  4. Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.

Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации. Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов.

Пришла пора изучить с детьми времена и месяцы года? Стихи, загадки, игры и песни позволят легко и с интересом освоить материал. Расскажите детям о временах года: какая бывает погода и какую одежду одевают люди, в какие игры можно играть на улице, праздники и приметы сезона.

Календарь в виде циферблата часов наиболее наглядно показывает, как сменяются времена года. Можете вырезать и прикрепить стрелку, как в часах.

Ребенок лучше воспринимает материал, когда задействовано больше органов чувств:

  1. Показываете картинку
  2. Проговариваете название
  3. Ребенок слушает и повторяет
  4. Сделайте поделку, соответствующую времени года

МЕСЯЦЫ ГОДА

МЕСЯЦЫ ГОДА

По сугробам шёл ЯНВАРЬ , всех морозов зимних царь!
Догонял его ФЕВРАЛЬ - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену МАРТ , зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл АПРЕЛЬ , он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою МАЙ : "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс ИЮНЬ . Хочешь чуда? Просто дунь!

А в ИЮЛЕ , а в июле мы на море отдохнули!
АВГУСТ пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом СЕНТЯБРЕ мы забыли о жаре!
Ветер дунул ОКТЯБРЕМ : листьев жёлтых наберём!

Нас НОЯБРЬ заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот ДЕКАБРЬ к нам идёт, завершая длинный год!

Игра "Одень по сезону котенка":

Я нарисовала вот такого милого котенка с комплектом одежды на все 4 сезона. Котика лучше напечатать на плотной бумаге, а одежду на обычной, и потом вырезать. В шапочках сделайте прорези для ушек по линии.

Пусть ребенок подберет подходящую одежду для лета, зимы, весны или осени.


Можно также придумать с малышом поделку по сезону. Предлагаю парочку наших идеек:

кликните на картинку для перехода.

Еще несколько идей для поделок:

Следующее пособие -игра "Времена года". Распечатайте картинки и разрежьте их на карточки. Последнюю картинку с надписями разрезать не нужно. На нее нужно выкладывать карточки соответственно сезону.

Загадки о временах года

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ

* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость людям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
* * *
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
* * *
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
* * *
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)

ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

* * *
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких.
(Весна)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
* * *
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
* * *
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
* * *
Пришла, улыбнулась
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
(Весна)

ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
* * *
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски
(Лето)

ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ

* * *
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
* * *
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)

* * *
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень)
* * *
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: