Игры для детей “Овощи, фрукты, ягоды”. Тематические занятия для детей

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с дочкой решили еще раз повторить овощи и фрукты на предмет их названий и умение сортировать. Я сделала вот такую простую игру.

Нашла в интернете множество картинок фруктов и ягод, а также овощей, картинку кастрюли и картинку кувшина и предложила ей из овощей сварить суп, а из фруктов — компот.

Что мы делали?

Я вырезала овощи и фрукты. Все их смешала и дочка их отсортировала — овощи в кастрюлю для супа, а фрукты и ягоды в кувшин для компота. Потом мы его варили, понарошку кушали и называли отдельные овощи и фрукты и кормили наших друзей-игрушек. Получилось очень весело, интересно и познавательно. Потом мы решили приклеить овощи в кастрюлю, а фрукты в кувшин и теперь две картинки висят у нас в детской и напоминают об этой игре.

Надеюсь и Вам она понравится.

Она основана на методе раннего развития Марии Монтессори. Малыш учится сортировать, тем самым развивая свою логику, внимательность, мелкую моторику (перебирая картинки), речь, знакомится с окружающим миром.

Попробуйте и Вы поиграть.)) И пишите свои отзывы.

Скачать игру: «Овощи и фрукты для детей» можно здесь.

Подробности

"Фрукты" - развивающее занятие для детей от 2 до 3 лет. Конспект.

Чем фрукты отличаются от овощей? Почему яблоко – это фрукт, а морковь – это овощ? Чтобы разобраться в этом вопросе вместе с ребенком, я предлагаю провести цикл занятий на фруктово-овощную тему. На первом занятии мы уделим внимание фруктам, затем пройдемся по овощам, а на третьем обобщающем занятии будем играть и с овощами и с фруктами.

Итак, перед вами развивающее занятие (2-3 года) на тему "Фрукты" (конспект).

Знакомимся с понятием «Фрукт» - смотрим презентацию.

Делается оно очень быстро. (Наше первое пособие на эту тему я вообще сделала за 10 минут. Оно правда не самое красивое – зато быстро и просто, и Даша с удовольствием с ним играла).

Суть игры : мы «закрепляем», что фрукты растут «высоко» над землей – на деревьях или высоких кустах, Каждый фрукт мы озвучиваем (это яблоко, яблоко – это фрукт) и "вешаем" его туда, где оно обычно растет - на дерево (кладем в карманчик).

Во время игры развиваются детские пальчики, закрепляется понятие "фрукт".

Ну и конечно же вместе с фруктовым деревом просто необходимо сделать такой же "огород" с кармашками (что мы и сделали в последствии на "овощном" занятии). Тогда, поиграв отдельно с фруктами и овощами, можно переходить к более сложной сортировке - смешать карточки фруктов и овощей и раскладывать их по нужным кармашкам (фрукты - на дерево, овощи - на огород). Но это - на последующих занятиях . Пока закрепляем только тему "фрукты".

Физическое развитие.

Перед последним этапом занятия обязательно нужно отдохнуть и подвигаться.

1. Сидя на диване, бросаем мячики в тазик или ванночку, которая стоит перед диваном. (Мячики могут у нас быть «яблочками», которые мы собираем, чтобы увезти в магазин).

2. Относим фрукты зверям, которые живут на другом конце леса – пролезаем через тоннель (настоящий или сделанный из стульев, поставленных рядом), неся в руке яблоко или толкая грузовичок с фруктами:

3. Играем в игру «Зайчики и лиса».

Складываем яблоки в углу комнаты. Пусть малыш будет зайчиком, он забрался в сад, чтобы собрать яблок. Когда ребенок берет яблоко – появляется лиса (мама) и бежит за зайчиком, чтобы его поймать. Ребенок с яблоком в руках убегает от мамы и прячется в «домик».

Развиваем память. Игра "Что пропало?"

Рассказываем ребенку сказку про зайку, который собирал себе фрукты на обед. Нашел яблочко (красное, румяное) – выкладываем яблоко перед ребенком – нашел бананчик (длинный, сладкий) – кладем банан перед малышом. (Обязательно описываем и яблоко, и банан, трогаем его, рассматриваем – так мы помогаем ребенку хорошо запомнить предмет).

Вдруг! Пока зайка отвернулся, прилетела ворона и кое-что у него украла! (Накрываем полотенцем фрукты и незаметно от малыша прячем какой–нибудь фрукт за спину).

Ребенок должен угадать, что за фрукт утащила ворона.

Начинать, конечно же, нужно с двух фруктов, в первое время наверняка придется много подсказывать, но со временем ребенок легко и быстро научится определять пропавший предмет.

Поделки.

Несколько поделок для тематического занятия «фрукты»:

Раскрашиваем фрукты разными техниками: пальчиками, фломастерами или мелками, красками:

Будет здорово, если для раскрашивания мы положим перед ребенком настоящие фрукты - яблоки, бананы, груши и попросим малыша раскрасить картинки фруктов так, чтобы они были похожи на настоящие.

Раскраску фруктов можно нарисовать или .

Вешаем яблоки на дерево (аппликация из пластилина):

«Рваная аппликация»:


Дополнительные 8 игр!

Пока готовилось это занятие – я нашла еще очень много интересных идей для игр на фруктовую тему. Познакомиться с ними вы можете пройдя по этой ссылке !

Ну а пока все! В ожидании конспект урока на тему"Овощи" .

Как Вы думаете, эта статья может пригодиться вашим друзьям? Поделитесь с ними в социальных сетях!

Картотека дидактических игр

«Изучаем фрукты и овощи

с котом Филиппом»

Составила: Машнева С. И.

1. .Дидактическая игра «Собери все овощи (Фрукты)»

Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Воспитатель от имени кота Филиппа предлагает ребенку показать и назвать только овощи (фрукты0 , изображенные на картинке.

2. . Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»

Цели: Формировать у детей преставления о саде и огороде; учит различать фрукты и овощи, определять места их произрастания.

Ход игры: Воспитатель от имени кота Филиппа предлагает ребенку рассмотреть картинки. назвать, что на них изображено. Просит ребенка рассказать где растут овощи, где фрукты. Дает задание распределить те, на которых изображены овощи положить на поле с огородом, с фруктами - на поле с садом.

3. Дидактическая игра "Разрезные картинки"

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путём прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком картинку, разрезанную на 3-4 части.Дает ребенку время рассмотреть части, затем спрашивает « как ты думаешь, что изображено на картинке?» Затем показывает ребенку целую картинку с изображением этого предмета. Просит ребенка собрать из частей целую картинку.

4..Дидактическая игра "Разложи овощи (фрукты) в корзины"

Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой-маленький, один-много.

Ход игры: Воспитатель от имени кота Филиппа просит ребенка помочь ему собрать урожай. Показывает две корзинки, уточняет размер корзин. Дает задание: В большую корзину надо собрать большие плоды. в маленькую – маленькие.

5Дидактическая игра. «Сварим овощной суп (фруктовый компот)»

Цель: Научить детей различать овощи и фрукты, правильно называть их. Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.

Ход игры: Воспитатель от имени кота Филиппа просочь ему сварить овощной суп и фруктовый компот.Перед ребенком выкладывается картинка с изображением кастрюли и кувшина. и маленькие картинки с изображением овощей и фруктов. Ребенку дается задание все овощи положить в кастрюлю, а фрукты в кувшин.

6. Дидактическая игра «Загадки с грядки»

Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, находить их по описанию. Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку послушать загадку, и найти картинку с отгадкой.

ЛОТО

«ВО САДУЛИ, В ОГОРОДЕ»


Помоги коту Филиппу сварить борщ (компот)

«Загадки с грядки»

    Круглое, румяное.

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила... (виноград)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

    Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

    Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой,
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая.
    (Вишня)

Шаблоны фруктов для вырезания

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи).

Покажу материал,который есть у нас,и который мы используем для проведения тематических неделек "Фрукты и Овощи".

Дидактические карточки серии "Расскажите детям об овощах " и "Расскажите детям о фруктах ".

Карточки изготовлены из плотного картона, на обратной стороне которых есть информация о каждом овоще,пословицы и поговорки,загадки.Такие овощи как:лук,помидор,и такие фрукты как:мандарин,дыня,апельсин,персик,лимон-изображены в разрезе.Наглядный материал хорош для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (активно используем в тематических недельках),для развития мышления и речи,в логопедических играх.

Лото сделано на картоне,который конечно тонковат,но для такой цены думаю это простительно. Можно потратить немного времени и обклеить скотчем,но я не стала этого делать,как показала практика мы в этом деле очень аккуратны.Все картинки красочны и узнаваемы. Хороший вариант лото по доступной цене!

Предлагается найти на цветной вкладке все фрукты и помочь ежику сварить компот. А вместе с зайчиком собрать в огороде овощи и приготовить вкусный и полезный овощной супчик.

Помимо ниже выложенных карточек игра включает еще две обобщающие карточки (куст и клумба),к ним идут карточки-пазлы с цветами и ягодами,которые соответственно можно использовать в других темат.недельках.

В книге пять ароматов (клубника,банан,яблоко,виноград,апельсин). 5 разворотов,которые оформлены каждый в своем цвете(красный,желтый,зеленый,фиолетовый,оранжевый).К примеру:если разворот желтый-изображены какие овощи\фрукты бывают в этом цвете (банан,дыня,репа,ананас,лимон),про каждый написан стих-загадка. Рассматриваем,нюхаем и отгадываем загадки!)))

Вместе с голубым гномиком повторяем названия фруктов,вспоминаем какого цвета бывают яблоки,груши и т.д. Узнаем что фрукты содержат витамины и помогают малышам расти быстрее.Помогаем гномику закончить начатую картину.

полностью книжку выкладывала .

Вместе с ребенком можно испечь яблочный штрудель!

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

С удовольствием занимаемся в альбомах для творчества "Это может ваш малыш" и "Маленький художник".

Странички в альбоме плотные,что очень удобно для работы с красками.На одном листе разворота образец,на другом-палитра красок и рисунок,который ребенок должен раскрасить сам.

И художничаем и стишок учим!

Это альбом по аппликации. Здесь нет готовых деталей,которые нужно вырезать и приклеить..а есть,в середине альбома вкладка с цветной бумагой, и детали для аппликации нужно создать самим,путем разрывания и приклеивания к основе.

Таким образом мы нарвали листьев для наших яблок и приклеили к черенкам!

Альбом по аппликации. Детальки из вкладки предлагается обрывать пальчиками по контуру,но нам пока не хватает на это терпения...и я делаю заготовки заранее,ножницами.Вот одно из заданий в этом альбоме,которое вполне подходит для нашей ТН.

В задании "Спелые яблоки" учимся рисовать круги-яблочки,вспоминаем какого цвета они бывают и повторяем предлоги "на" (дереве), "под" (деревом).

На каждый заморский фрукт наклейку наклеечку!

Что это у нас выросло на грядке?Овощи?! Какие?Сколько помидор,капусты и морковок? А всего сколько получилось овощей?Собираем урожай в корзину.

Некоторые альбомы серии ЭМВМ выкладывала

Фрукты не только вкусные и полезные,но могут быть использованы в творческих целях!

Разрезные овощи и фрукты!

И куколки сыты и родители голодными не остаются!

Знакомим ребенка с овощами,которые растут в огороде,c фруктами,которые можно сорвать с дерева в саду. И вместе с ребенком отправляемся в магазин,в овощной отдел, за фруктами и овощами!

полностью книжку выкладывала

Обвести по контуру (мелкая моторика).

В наборе: абрикосы,персики,яблоко,груша,апельсины,лимоны,манго,ананас,виноград,вишня,бананы,киви,гранат,

В наборе: чеснок,капуста,огурцы,перец,помидоры,цветная капуста,лук,баклажан,редька,картофель,

свекла, редис,кабачок,тыква,морковь.

Из карточек можно сделать вот такие разрезные картинки!

"Какие фрукты изображены на картинке"(тренируем внимание).

Всего из четырех кубиков можно сложить 6 изображений:свекла,капуста,морковь,картофель,огурец,помидор. Во время игры развивается наглядно-образное мышление,умение работать по образцу,зрительная память,внимание,логика. В комплект кубиков входят 6 рисунков с образцами сборки.

Подбираем картинки по тематическим группам.

полностью пособие выкладывала

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: