Что говорит о роли мужчины в семье. Роль мужчины в семье

Мужчина, отличие от женщины, относится к семье более рационально решая проблемы с соответствующей точки зрения. В его глазах требования к супруге включают много запросов к внешности.

Среди сильной половины человечества распространено мнение, что вторая половина должна выглядеть так, чтобы поднимать авторитет мужчины. Иными словами, прекрасно выглядеть, быть здоровой, гостеприимной, добродушной и прочее.
Большое значение зачастую имеет взаимоотношения избранницы с друзьями и родственниками. На подсознательном уровне мужчина ищет одновременно заботливую мать, страстную верную любовницу, мудрого советчика и преданного друга.

Являясь от природы лидером, сильный пол болезненно воспринимает критику со стороны женщины. Ни в коем случае нельзя отвлекать мужчину во время выполнения им своих обязанностей по дому. Из-за чего у мужчины может даже произойти падения самооценки, уверенности в себе авторитета как хозяина. В свою очередь это приведет к конфликтам внутри семьи, что впредь может уменьшить желание или вовсе его отбить делать что-либо по быту у мужа. Глава семьи нуждается морально-психологической поддержке и принятии его со всеми достоинствами, недостатками, увлечениями и интересами. Однако для этого он тоже должен проявить искреннюю любовь и заботу к женщине, быть терпеливым к отрицательным чертам характера своей спутницы жизни.

Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения внутри семьи, а уже затем переходить к реализации жизненных приоритетов.
Когда молодой человек подыскивает себе подходящую девушку, то большое значение имеют его собственные жизненные приоритеты и установки. Большинство мужчин, вступая в брак, желает видеть хорошую хозяйку и заботливую мать для своих будущих детей. Кроме того, он надеется найти верного единомышленника и помощника в достижении и реализации своих целей.

Только рядом с настоящей женщиной он почувствует себя способным к выполнению своих функций отца, добытчика и защитника. Важно, чтобы мужчина чувствовал, что в нем нуждаются, его любят и ценят. На уровне подсознания он сравнивает свою супругу с образом собственной матери. Несмотря на доминирующую роль в поступках и решениях рационального подхода над эмоциональным, представитель сильного пола чувствителен к психологическому климату внутри семьи, который создается именно женщиной.

Мужчина рожден быть лидером и добытчиком. Это его естественное природное призвание. Точно такое же, как у женщины – материнство. С развитием равноправия полов и трудоустройстве представительниц слабого пола на те профессии, которые традиционно считались мужскими, роль добытчика стала приуменьшаться. Нередки случаи, когда женщина достигает карьерных высот получая зарплату больше, чем ее супруг.

Это подрывает авторитет мужчины, снижает его самооценку, потому как такая ситуация противоестественна. Супруг стремится добиться в жизни определенных, намеченных им высот. Жена же должна помогать ему в этом. Кроме того, роль добытчика обладает высшим приоритетом. Если на девушке лежит ответственность за психологический климат в семье, то на юноше – материальное благосостояние и достаток. В идеале его родные и близкие люди (имеется ввиду семья) не должны испытывать нужду.

На нем лежит большая ответственность еще потому, что он определяет приоритеты развития семьи в целом.
Дети для него играют важную роль, хотя отцовский инстинкт проявляется позднее, чем материнский. Вместе с тем он ищет здоровую мать для своих будущих детей. Внешний вид избранницы играет немаловажную роль, она должна быть сексуально привлекательна для целей продолжения рода.

Женщина ищет в мужчине отца, надежную опору и друга. Традиционно мужчина доминирует также в сексуальных отношениях. Родителям важно воспитать, развив в сыне еще с детства такие качества, как мужество, волю, здравомыслие, умение принимать решения, отвечать за свои поступки. Иметь способность поступаться своими эгоистическими интересами, а также идти на жертвы в случае необходимости ради блага семьи. Противном случае он будет не в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи, когда придет время создавать и вести к развитию собственную семью.

Проблема семьи и брака стала достаточно актуальна в современном мире. С одной стороны это обусловлено кризисом и трансформацией семейных ценностей, с другой, семья является показателем благополучия той или иной общественной системы.

Смысл слова брак в современном употреблении и в древности существенно различается. В наши дни брак понимается как сознательный семейный союз мужчины и женщины. Рождение детей - естественный плод брака, но на этом его аспекте акцент часто не делается и подразумевается, что брак в принципе возможен и без детей. В древности же смысл слова «брак» был жестко сопряжен с деторождением - это касается не только ветхозаветных, но и новозаветных времен вплоть до начала XX века . Отсутствие детей воспринималось глубокой скорбью, и люди вымаливали их у Бога как великую милость. Брак без детей был почти немыслим. В наши дни люди спокойнее относятся к бездетности, а иногда и искусственно провоцируют ее, чтобы дети не мешали наслаждаться друг другом. Конечно, есть и сейчас семейные пары, которые тяжко скорбят о бездетности и горячо молятся, но таких примеров немного. Большинство подобных пар ищут выход не столько в молитвах, сколько в современных репродуктивных медицинских технологиях.

О.В.Розина отмечает, что брак является святыней, ключевым понятием, так как восходит к самому началу Божественного Творения, соединяя мужа и жену в единую духовную плоть . В настоящее время в данной сфере прослеживается ряд негативных тенденций, которые являются следствием глубоких культурных изменений в общественном организме: это и нестабильность брака, рост числа разводов, неполных и неблагополучных семей, снижение их воспитательного потенциала, распространение насилия в семье и др. В среднем на рубеже XX–XXI вв., соотношение разводов к бракам в РФ составило 57.7% , за первое десятилетие XXI в. оно выросло до 64.2% . Это говорит о том, что 2\3 заключаемых браков обречены на неуспех.

Почему это происходит? Можно предположить, что негативные последствия демократизации (социальная поляризация, проникновение западной поп-культуры, раскрепощение нравов, ориентация на индивидуализм, самостоятельность, свободу действий и др.) стали основными факторами, подрывающими нравственные и гуманистические устои брака и семьи в современном российском обществе. Очевидным является также нарушение волевой, эмоциональной и личностной составляющей взаимоотношений. Это объясняется тем, что набирают темп психосексуальные патологии, как в отношении объекта притязаний, так и в способе удовлетворении влечений. Кроме того происходит нарушение биологических потребностей и инстинкта самосохранения (алкоголизм, булимия, наркомания, анорексия). С другой стороны люди не умеют строить прочные семейные отношения, в результате это становится причиной повышенной конфликтности современного семьянина, благоприятной почвой для семейного насилия или безразличия членов семьи друг к другу.

А какова роль мужчины и женщины в семье?

Во второй главе Книги Бытия ясно выражено, что созданный Богом первый человек был мужчиной , и некоторое время он жил в раю без жены: Человека Бог создал мужем, наделив его Своей божественной благодатью и через нее поставив его в общение с Самим Собою .

До последнего времени не нужно было прикладывать много усилий, чтобы быть мужчиной. Мужественность считалась чем-то самоочевидным. Массовая культура предлагала наглядные и бесспорные примеры поведения настоящего мужчины – от защитника родины на плакатах времен Великой Отечественной войны до череды киноперсонажей. Испокон веков считалось: быть мужчиной – это прежде всего не быть женщиной, отвергнуть женскую составляющую своей личности. Мужчины выстраивают себя, не подражая отцу, а отталкиваясь от образа матери, особенно если в их жизни понимающего и любящего отца не было. «Дети начинают свою эмоциональную жизнь с того, что отождествляют себя с матерью, – объясняет социолог Игорь Кон. – Но мальчики скоро узнают, что отличаются от своих матерей. Они вынуждены формировать свою мужскую идентичность отрицательно, через отделение от матери». Получается, что «настоящий мужчина» должен отказаться от подлинных эмоций. Он не плачет, редко говорит о своих чувствах, выражает их делами. Ведь настоящий мужчина не боится ставить цели и достигать их. Но не любыми путями: перешагивать через людей, это неприемлемо. Мужчина во все времена умеет дружить, умеет любить, умеет брать на себя ответственность, совершать поступки, быть спокойным, уверенным в себе и надежным.

Социальные изменения, происходящие в мире в начале XXI столетия, например, такие как, масштабное изменение положения женщины в обществе, трансформируют традиционные коммуникационные механизмы между мужчиной и женщиной. Раньше женщина должна была казаться прекрасной хозяйкой, которая хранит семейный очаг любви, но отнюдь не является главной в семье. Действительно, между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и современное общество, на наш взгляд, только выиграет от их признания. Вместо следования естественному предназначению и завоевания для себя новых горизонтов социальной и мировоззренческой свободы современная женщина с позиции современного мужчины отказывается от своей собственной естественной функции. После долгих веков «рабства» женщина захотела стать свободной и не сделала ничего другого, как скопировала идею «самостоятельной женской личности» с архетипа «личности мужчины». И в этом проявляется глубокое недоверие «современной женщины» в отношении себя самой, неспособность ее быть для себя своей собственной ценностью, т.е. быть именно как женщина, а не как человек. В этом и заключается источник глубоко ложной ориентации: женщина стремиться получить реванш над мужчиной, отстоять свое «достоинство», доказать свою «значимость», понемногу привыкая сравнивать себя с мужчиной.

Существенно изменилась роль женщины в мире, произошли радикальные изменения правового статуса женщин, стала завоевывать умы людей идея равенства полов. Роль женщин в подавляющем большинстве государств заметно изменилась по сравнению со многими другими предшествующими столетиями.

Современный мужчина, с полной безответственностью со своей стороны, не только допустил это, но еще и сам подтолкнул женщину к работе во всех институтах современного общества и современной культуры. В большинстве стран мира женщины обрели право голоса, стали полноправными участницами политических процессов. Женщины получили право не только участвовать в голосовании - но и быть избранными. На сегодняшний день женщины представлены в парламентах и правительствах всех континентов, а в шведском парламенте после выборов 2002 г. женщин стало 45%, и по этим показателям Швеция вышла на второе место в мире. На первое место в сентябре 2003 г. вышла африканская Руанда, где женщин в парламенте - 48,8% . Теперь женщина - законодатель, руководитель вооруженных сил государства уже не вызывает удивления у сограждан и мировой общественности, и это важный знак перемен.

Показательно, что для многих современных женщин даже перспектива физической любви не представляет такого интереса, как нарциссический культ собственного тела, как желание показать свою плоть в одежде или с минимумом ее, как физический тренинг, как танцы, спорт, деньги и т.д. Пристрастившись к эгоцентризму, женщина начинает с некоторого момента интересоваться уже не самим мужчиной, а тем, что он может ей дать для удовлетворения ее тщеславия и прихотей. Параллельно этому происходит разложение и вырождение мужского типа, который становится все более и более поверхностным по мере привыкания к сугубо практической жизни, которая в современном мире способствует деградации и денатурации мужского начала . Равенство мужчин и женщин - это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация как мужчин, так и женщин. Исторический опыт требует соблюдать права и создание условий для реализации сущностных сил человека безотносительно пола.

Современная женщина - существо зависимое. Она зависит от внешних обстоятельств, таких как поведение окружающих людей и мнение общественности. Она постоянно нуждается в любви, одобрении, заботе и достатке. В стремлении обрести желаемое, многие женщины тратят свое время и жизненную энергию на то, чтобы изменить окружение и заставить близких дарить им чувство собственной значимости. И, нужно сказать, иногда у таких женщин-потребительниц в итоге что-то получается. Однако, гораздо чаще в результате подобных попыток женщины получают не счастье, а нервные срывы, неудовлетворенность жизнью и обиду на всех, кто посмел не дать ей того, в чем она нуждалась.

Святые отцы свтт. Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , блж. Феодорит и другие, высказывают мысль, которую в обобщенном виде сформулировал прп. Иоанн Дамаскин: «Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения» . Несмотря на равновеликие достоинство и дарования, муж и жена в рамках семьи имели от Бога разные предназначения, каждый свое. Их взаимные отношения должны были соответствовать замыслу Божию: муж-глава семьи, жена – его помощница [Быт. 2, 18, 20-24], причем не только в семейной жизни, но во всех делах, порученных ему Богом.

Современный мужчина, требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его (мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень. Да и сама женщина сегодня уже не удовлетворена домашними обязанностями жены. Её темперамент сильно вырос и требует реализации в социуме наравне с мужчиной. Семья в этом вопросе играет крайне важную роль жизни любого человека, да и всего общества в целом.

В современной науке все большее место занимают гендерные исследования. В определенном смысле внимание к проблемам пола порождено распространяющимся во всем мире феминистскими идеями. Однажды добившись признания своих прав, женщины перевернули все общество. Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении.
Как уже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей. Но гендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям в современных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она часто не зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основная задача на протяжении столетий. До сих пор в некоторых традиционных обществах мы можем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире.

Мужественность - это ответственность. Мужчина отвечает за конечный результат. Не за то, чтобы объяснить, почему не получилось, несмотря на то, что он все правильно делал. Нет, мужчина отвечает за то, чтобы, в конце концов, получилось. И если не получилось, значит, он что-то делал неправильно.

Ответственный мужчина не скажет: «Ты неправильно воспитала ребёнка». А ты где был? Работал? Значит, ты пошёл на то, чтобы ребёнка воспитывала твоя жена, так, как умеет, как считает нужным. Отвечай теперь за это сам, не пеняй на неё.

У женщины в отличие от мужчины нет силовой возможности решения проблем в отношениях. Отобрать, ударить, убежать. Мужчине не очень важно вникать в тонкости состояния партнера, а женщине это жизненно необходимо. Она гораздо больше нацелена на восприятие нюансов мимики, интонации, - всего, что выдаёт эмоциональное состояние человека. Поэтому женщины, гораздо более чувствительны. Таким образом, им легче понять своего партнёра. А чем больше женщина понимает, тем больше она принимает его, больше чувствует партнера, его переживания. Поэтому принятие и есть основная женская функция в семье. Безусловное принятие, материнство и женственность.

Теперь мы можем обобщить эти две роли в любой паре «мужчина и женщина». Мужчина - это ответственность, женщина - безусловное принятие. Вот когда оба партнера максимально соответствуют этим ролям, тогда в семье царит любовь и уважение.

Следовательно, раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семья теряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью.

Главный вывод, наверное, можно сделать такой – женщина сегодня становится мужчиной со всеми его функциями и обязанностями. Мужчины, приходя домой, хотят видеть рядом с собой женщину, а видят себя…

У каждого пола есть свое, особое предназначение от Бога, которое необходимо реализовать в своей жизни. Жизнь каждого человека должна соответствовать тем исходным божественным дарованиям, которые человек получает при рождении, в том числе и полу. Попытки изменить свой пол или жить, копируя противоположный, - это отвержение божественного дара извращение его замысла, поэтому в священном писании такие грехи строго осуждаются [Быт. 19, 1-29; Лев. 18, 22; 20, 13; 1 Кор. 6, 9 и др.].

Нарушение древнего принципа муж-глава семьи, жена – его помощница приводит к разрушению семьи или ее неполноценному существованию.

Несмотря на то, что именно женщина является хранительницей домашнего очага, как бы она не старалась, но если для сохранения семьи не приложат усилия два человека - ничего не получится. А вообще залог крепкой и долгой семьи, как по мне, построен на двух издавна известный китах - уважении и взаимопонимании. Как банально бы не звучало, но лучшего способа сохранить семью нет. А проводить много мнения вместе, проявлять заботу и внимание, нежность и ласку - это все исходит из вышеупомянутых "китов" отношений!

Примечания.

  1. Леонов В. Основы православной антропологии: Учебное пособие, - М: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.
  2. Розина О.В. Духовные основы русской культуры. Книга 3. – М.: Наука и Слово, 2009.
  3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: изд. Владос-Пресс, 2004.
  4. Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики. Браки и разводы. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
  5. Этот факт нашел выражение во многих языках, где для обозначения человека и мужа используется одно и то же слово.
  6. Весерберг Б. Женщины в политике Швеции. Гендерстан - 2004 // Сотрудничество мужчин и женщин для достижения тендерного равенства. Материалы Международной конференции. - Бишкек, 2005.
  7. Эвола Ю. Мужчина и женщина. Восстание против современного мира. Юлиус Эвола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/evola1.htm.
  8. Григорий Нисский, Об устроении человека. Гл.17. – СПб., 1995.
  9. Иоанн Златоуст. О девстве. Творения: В 12 т. Т. 1. Кн. 1. – Спб., 1898.
  10. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Священного Писания. Вопрос 38. – М.:, 2003.
  11. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 2. 30. – М., 1992.

5.6. Распределение ролей в семье между мужем и женой

Кто в семье главный - муж или жена? Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.

При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).

Где жена верховодит, там муж по соседям бродит.

Русская пословица

Изучение этого вопроса Н. Ф. Федотовой (1981) выявило, что мужское главенство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супруга считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще указывали жены, чем мужья (соответственно 25,7 и 17,4 %), а совпадение мнений супругов было только в 8,6 % семей. В пользу совместного главенства больше высказалось женщин, чем мужчин (25,7 и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном главенстве было в 27 % семей. В более чем половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.

Пипло и ее коллеги (Peplau, Rubin, Hill, 1977) классифицировали женатых людей и распределили их на группы эгалитарных браков, традиционных браков и современных браков. Эгалитарные браки включают <…> равное распределение власти среди партнеров; традиционные гендерные роли в таких браках не соблюдаются. Грей-Литтл и Беркс (Gray-Little, Burks, 1983) определили два типа эгалитарных браков: синкратический и автономный. Синкратические взаимоотношения характеризуют паттерн брака, когда муж и жена обладают равной властью и совместно принимают решения во всех областях (например, воспитание детей, предстоящий отпуск и финансовый расклад). Автономный паттерн характеризует эгалитарные отношения, когда жена и муж обладают властью и авторитетом в разных областях.

В традиционном браке муж больше доминирует, чем женщина; оба партнера сохраняют традиционные гендерные роли. В традиционных браках жены принимают самостоятельные решения во всем, что касается ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Мужья обладают полным авторитетом в принятии семейных решений (Gray-Little, Burks, 1983).

В современном браке мужья, как правило, меньше доминируют. Традиционные гендерные роли несколько модифицируются. В браках такого рода мужья терпимо относятся к работе жены. Однако если, например, ребенок заболевает, то муж считает само собой разумеющимся, что жена не пойдет на работу и будет сидеть с ребенком (Peplau et al., 1977).

Грей-Литтл и Беркс обнаружили, что в браках, в которых жена обладает сильной властью, партнеры менее удовлетворены, чем в эгалитарных отношениях или традиционных браках <…> Одно из объяснений для таких данных состоит в том, что браки с доминирующей женой противостоят культурным нормам.

М. Налуди , 2003. С. 256–257.

При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последние десятилетия, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу.

По данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой (1998), мальчики-подростки чаще, чем девочки того же возраста, считают, что главой семьи должен быть муж (соответственно 53 и 36 %); если же предпочтение отдается матери (что происходит не так часто), то девочки делают это чаще, чем мальчики (соответственно 20 и 6 %). При этом к такому распределению ролей в большей мере тяготеет та часть мальчиков, которые осознали себя в качестве представителей мужского пола. Те же мальчики, которые не сумели еще окончательно полоидентифицироваться, одинаково часто предпочитают как патриархат в семье, так и биархат (т. е. считают, что главой семьи может быть как отец, так и мать). У девочек наблюдается та же тенденция: полоидентифицировавшаяся группа считает, что главой семьи должна быть женщина, а остальная часть девочек тяготеет к равноправию полов.

С повзрослением взгляд на главенство в семье мужа или жены несколько меняется. Так, по данным Н. В. Ляхович, юноши считают, что главой семьи должен быть либо муж (35 % ответов), либо должно быть равноглавие (биархат) - 65 % ответов. Такая же тенденция наблюдается и в ответах девушек (муж - 23 %, биархат - 73 %) с той разницей, что 4 % главой семьи назвали жену.

Среди брачующихся отдают главенство в семье мужу еще меньшее количество опрошенных. По данным Т. А. Гурко (1996), это сделали 18 % женихов, 9 % невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном (около 40 %) придерживаются выходцы из села и имеющие лишь среднее образование. Исследования, проведенные с 1991 по 2000 г. в Магнитогорском университете показали, что юноши в большей степени ориентированы на традиционную, патриархальную модель, девушки же ориентируются больше на эгалитарную модель распределения семейных ролей.

По данным исследований, проведенных в нашей стране, от 15 до 30 % женщин в возрасте за 30 лет объявляют себя главой семьи, тогда как лишь 2–4 % их мужей и 7 % взрослых детей признают это.

Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой являлся только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Указанные функции управления не сосредоточены в руках одного из супругов, а распределяются более или менее равномерно между мужем и женой (3. А. Янкова,1979). Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующую роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер (А. Г. Харчев, 1979; 3. А. Янкова, 1979). Имеются также семьи, где их главой является жена.

Из заявления о разводе: «Новицкая приходится мне директором по работе. Но и дома она остается директором, несмотря на мои возражения о том, что дома она должна быть женой»

Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа или жены. Т. А. Гурко (1996) полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Однако в исследовании М. Ю. Арутюнян (1987) было выявлено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Принятие решений в семье, процент случаев

Как видно из данных таблицы, в эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена. Сходные данные получены и зарубежными исследователями: распределение семейных доходов чаще выполняет одна жена, реже - совместно с мужем независимо от типа главенства (N. Gunter, В. Gunter, 1990). В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно, ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет этого и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее наличие тех качеств, которые присущи мужчине, а именно волевые и деловые качества.

В газете «Комсомольская правда» был приведен любопытный пример. В 100 опрошенных семьях 90 женщин назвали себя главой семьи, и их мужья подтвердили это. Десять мужей попробовали претендовать на главенство, но почти все жены им возразили. И лишь одна женщина сказала, что глава семьи - муж. Этого единственного счастливца из 100 решили наградить, предложив ему выбрать подарок. И тогда муж, обратившись к жене, спросил: «Как ты считаешь, Мария, какой лучше выбрать?» Так и не состоялся единственный глава семьи.

В. Т. Лисовский , 1986. С. 100–101.

Признание главенства мужа связано у женщин с высокой оценкой ими его деловых, волевых и интеллектуальных качеств. Мужчины свое главенство связывают с высокой оценкой у себя «семейно-бытовых» качеств и низкой оценкой деловых, интеллектуальных и волевых качеств жены. При этом они считают, что эти качества не являются важными для жены, поэтому, давая им низкую оценку, мужья не стремятся умалить достоинства жен.

В то же время признание главой семьи мужа или жены вовсе не означало, что в их руках сосредоточены все управленческие функции. На деле наблюдалось распределение функций между мужем и женой. Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождения между заработком мужа и жены большое. Главенство мужа в семье связано с его превосходством в уровне образования, общественной активности, удовлетворенностью профессией. Если уровень образования и общественная активность выше у жены, то главенствует в семье она.

Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей. Патриархальные отношения в семье, т. е. главенство мужа, существовало на Руси и в других странах с давних пор. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались очень четко. В литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.

Л. Н. Толстой говорил, что существует странное, укоренившееся заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, занятие детьми составляют исключительно женское дело и что делать то же мужчине - стыдно. Между тем, считал Л. Н. Толстой, стыдно обратное: мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать, в то время как усталая, часто слабая беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка.

С развитием капиталистических отношений в обществе изменились и требования к роли жены и мужа. Они стали не такими жесткими, а экспрессивные роли предписывались не только жене, но и мужу (Т. Гурко, П. Босс, 1995).

Сдвиги в сознании общества происходят и за более короткие промежутки времени. Иногда достаточно двух-трех десятилетий. Так, если в 1967 г. 57 % американских первокурсников согласились с тем, что занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей, то в 1994 г. с этим согласились только 25 % (Д. Майерс, 2001). В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял работающую женщину, а в 1993 г. такие женщины одобрялись уже 86 % мужчин. В 1965 г. доля домашней работы мужчин составляла 15 %, а через 20 лет - уже 33 % (Robinson, 1988). Правда, эти сдвиги в сознании общества заметны не во всех странах. Участие мужей во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, в США чернокожие мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения - 36 %, белые мужчины - 34 % (Shelton, John, 1993). В Японии муж уделяет домашним делам в среднем лишь 4 часа в неделю, в то время как в Швеции - до 18 часов в неделю.

Целью нашего исследования стало выявление гендерных представлений и их потенциальная реализация в структуре семейных отношений. Нас также интересовала информация о степени допустимости варианта неполной семьи в будущих семейных отношениях для юношей и девушек. Нами был использован метод опроса.

В число респондентов вошли 123 студента первого курса Новозыбковского филиала БГУ имени академика И. Г. Петровского, из них 66 юношей и 57 девушек в возрасте 17–18 лет.

В ходе эмпирического исследования представлений о гендерных ролях в юношеском возрасте была сформулирована рабочая гипотеза: представления о гендерных ролях юношей и девушек детерминируются их половой принадлежностью, особенностями социальной среды, в том числе местом проживания (в нашем случае респонденты проживают в районном центре и прилегающих районах).

В результате анализа полученных нами данных было выявлено несколько ролевых позиций в структуре семейных отношений.

Так, материальное обеспечение семьи в данной выборке отождествлялось с мужчиной, в отличие от результатов подобных исследований, проводимых среди молодых людей, проживающих в крупных городах, где намечается тенденция самообеспечения и материальной независимости. Материально обеспечивать семью, по мнению 63 % девушек и 59 % юношей, должен мужчина.

В воспитании детей традиционно главное место занимает женщина, так считают 67 % девушек и 59 % юношей. Однако многие респонденты отмечали значимость участия в воспитательном процессе обоих родителей вне зависимости от половой принадлежности.

Роль главы семьи в данной выборке отводилась почти в равной степени как мужчине, так и женщине; 48 % девушек оставили эту роль за собой и 52 % - отдали мужчине; 54 % юношей считают, что глава семьи - это мужчина и 46 % - женщина. Такие результаты в некоторой степени объясняются тем функционалом, который, по мнению респондентов, выполняет глава семьи: начиная с финансирования и распределения доходов до вынесения решений по различным значимым вопросам, в том числе и хозяйственным.

Несмотря на то что большинство участников опроса ведение домашнего хозяйства ассоциировало с женщиной (53 % девушек и 73 % юношей), некоторая часть распределяла данные обязанности в равной степени между мужчиной и женщиной.

Что касается проблем неполной семьи, то нами были получены следующие данные: большинство юношей считают, что семья должна быть полной (82 %) и лишь 18 % допускают для себя вариант неполной семьи. Среди девушек были получены следующие результаты: большая часть (71 %) считает для себя приемлемым вариант неполной семьи и всего 29 % высказали противоположную точку зрения. Таким образом, подобные результаты подтверждают печальную статистику: по различным источникам, до 80 % заявлений на развод подают женщины.

Ю. А. Шевцова , 2008. С. 748–749.

Эти данные показывают, что окончательно похоронить существовавшие веками полоролевые стереотипы не удалось до сих пор. Поэтому они существуют даже у детей. Интересные данные были получены немецкими учеными в отношении того, какие семейные обязанности считаются детьми 4–5 лет материнскими и отцовскими: 86 % опрошенных детей ответили, что приготовление пищи - дело матери, а чтение книг, по мнению 82 % ребят, привилегия отца. Делать покупки 83 % малышей относят к обязанностям матери, а читать газеты 82 % считают делом отца. Только один ребенок из 150 опрошенных сказал, что стирка белья - мужское дело; 80 % детей полагали, что пить пиво и курить - привилегия отца.

Основатель итальянской ассоциации мужей-домохозяинов (домоуправленцев) утверждал, что многие мужчины, оставшиеся дома для выполнения домашней работы, в то время как их жены работали, чувствуют стыд за себя и ту роль, которую выполняют. «Много мужчин приходят ко мне анонимно и признаются, что они домохозяины. Это выглядит так, как будто они согрешили и у нас могут исповедываться» (Aries, 2004).

Сходные данные были получены и отечественными психологами. Например, при исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России (Т. Г. Поспелова, 1996) было выявлено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Эгалитарную модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, выбрали 47 % юношей и 66 % девушек.

По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000), более половины женщин считают женщину ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта»; 56 % мужчин и 50 % женщин оценили роль мужчины в семье как добытчика материальных средств, треть мужчин и женщин считают, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга. Нашлись и те, которые считают, что эту миссию должна взять на себя жена (10 % мужчин и 16 % женщин); 40 % мужчин и женщин считают, что каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.

Опрошенные женщины были распределены по двум группам: 1) женщины в возрасте от 18 до 30 лет; 2) женщины в возрасте от 45 до 56 лет. Результаты исследования показали, что по декларируемым установкам женщины двух поколений тяготеют к эгалитарным взглядам: около 80 % представительниц обеих подгрупп предпочли бы, чтобы и муж и жена работали, а домашние дела делили бы поровну. И лишь 20 % женщин предпочли бы, чтобы муж зарабатывал деньги, а они занимались хозяйством. Большинство полагают, что детей должны воспитывать оба родителя, - среди старшего поколения так ответили 83 %, а среди молодых женщин - 97 %. При этом 17 % старших женщин считают, что детей в первую очередь должен воспитывать отец (среди молодых женщин так никто не ответил), а 3 % молодых женщин заявили, что детей в первую очередь должна воспитывать мать <…>

Большинство женщин обеих подгрупп полагают, что семья крепче, если в семье муж и жена равны (так ответили 83 % молодых и 60 % женщин старшего возраста). Старшие женщины более традиционны - 40 % из них ответили, что семья крепче, если глава - мужчина, зато 10 % молодых полагают, что лучше, если главой семьи будет женщина <…>

Наиболее важной ценностью, по мнению женщин, является общность интересов в семье <…> Все опрошенные женщины предполагают, что в семье необходимо совпадение мнений, интересов, ценностей, способов проведения досуга. На втором месте по степени значимости у женщин старшего поколения отмечена установка на доминирование в хозяйственно-бытовой сфере, а для молодых женщин эта ценность занимает предпоследнее место - эту функцию брака они рассматривают как второстепенную, зато у них гораздо выше ранг ожидания участия супруга в хозяйственных делах (6-е место у молодых женщин, 16-е - у женщин старшей группы) <…>

У молодых женщин в большей степени присутствует установка на личную активность вне семьи (5–й и 15–й ранги соответственно) и меньше установка на активность супруга вне семьи (10-й ранг значимости у молодых женщин, 4–й ранг у старших) <…>

Женщины старшей группы в большей степени берут на себя функцию эмоционального лидера семьи (6-й и 15–й ранги соответственно) и в меньшей степени ожидают эмоционального участия от супруга <…>

В целом можно заключить, что различия между возрастными группами женщин существуют, но они невелики, причем старшая возрастная группа в большей мере тяготеет к патриархальной модели семьи.

Т. В. Андреева, М. М. Иоффе, 2004. С. 336–337.

И. В. Гребенников (1991) выделяет три типа распределения семейных ролей:

2. Автономный - муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга.

3. Демократический - управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере.

И. В. Штылева (2008) изучала отношение старшеклассников к выполнению роли родителя и воспитанию детей. Было выявлено, что «традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Они считают, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и как следствие [мужчины - Е. И.] могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. Гендерные роли и основанное на половой принадлежности разделение труда способствуют развитию навыков воспитания детей у девушек, но не у юношей. Следует отметить, что на неравномерное распределение домашних обязательств влияют особенности социализации, в результате чего юноши не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить юношам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Девушек просят делать больше работ по дому, чем юношей, и они значительно чаще занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше внимания на модели, имеющие отношение к их полу, юноши не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола» (С. 346).

Приведенная цитата отражает чисто феминистский подход к выполнению семейных обязанностей. Автора почему-то не беспокоит, что девочки не придают большого значения тому, что делает отец, и не формируют у себя навыки ремонтных и строительных работ, умения разбираться в автомашине, электробытовой технике и т. п.

В действительности опросы семейных пар показывают другое. По данным Л. И. Артемьевой (2007), супруги считают, что основными семейными функциями мужчин являются ремонт квартиры и бытовой техники, финансовое обеспечение семьи. Женщины же должны в основном быть заняты в хозяйственно-бытовой сфере и основными своими задачами считают мытье посуды, уборку и покупку продуктов. Такое распределение обязанностей характерно как для мужчин, так и для женщин вне зависимости от видов брака (официального или гражданского).

А. В. Петровский привел на страницах газеты «Известия» такой пример. «Снимался научно-популярный фильм, посвященный взаимоотношениям в семье. Он так и назывался: “…И счастья в личной жизни”. Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответам на такие вопросы не очень-то можно доверять - нередко желаемое выдается за действительное. Тогда мы решили действовать через ребятишек. В детском саду была предложена “игра”. Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка, газета, пылесос, сумка-авоська с продуктами, и просили их отобрать “папины картинки” и “мамины картинки”. И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие малыши составляли “джентльменский набор”: телевизор, газета, кресло, тахта и иногда - молоток и гвозди. Мамам оставалось все остальное: кастрюли, тарелки, пылесос, мясорубка, авоська и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком же семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы…»

В. Т. Лисовский, 1986 С. 101.

По дороге в спальню…

Муж и жена смотрят телевизор вечером, жена говорит: «Я устала, уже поздно, пойду-ка я спать».

По пути в спальню она заходит на кухню приготовить бутерброды на завтрашнее утро, выкидывает остатки попкорна, вытаскивает мясо из холодильника для завтрашнего ужина, убирает сахар, кладет вилки и ложки на место, оставляет кофе в кофеварке на утро.

Она кладет мокрую одежду в сушилку, грязную одежду в стирку, гладит рубашку и находит пропавший свитер. Она поднимает газеты с пола, складывает игрушки, кладет телефонную книжку на место. Она поливает цветы, выкидывает мусор, вешает сушиться полотенце. Останавливаясь около письменного стола, она пишет записку в школу, проверяет, сколько денег в кошельке, убирает книжку с кресла. Она подписывает открытку с днем рождения для друзей, пишет список продуктов, которые надо купить в магазине. Затем она смывает косметику.

Муж кричит из комнаты: «Я думал, ты пошла спать…», она отвечает: «Я и иду…» Она наливает воду для собаки в миску, убирает за кошкой, затем проверяет двери. Она заходит посмотреть на детей, выключает у них лампу, собирает грязную детскую одежду, спрашивает, сделали ли они домашнее задание на завтра. В своей комнате она готовит одежду для себя на завтра. Затем добавляет три вещи, которые надо будет сделать завтра, в свой список.

В это самое время муж выключает телевизор и говорит сам себе: «Ну все, я иду спать» - и идет.

Источник : Посиделки. 1999. № 7–8. С. 16.

По данным О. Б. Березиной (2010), молодые супруги представляют свое взаимодействие следующим образом: при принятии решений 83 % опрошенных считают, что супруги должны договариваться друг с другом; 14 % думают, что каждый должен отвечать за свою сферу в семье, а 11 % возлагают принятие решений на мужа. При распределении обязанностей 58 % опрошенных считают, что оба супруга должны и работать, и вести хозяйство; 29 % считают, что жена может по желанию работать, но большую часть дел по хозяйству должна взять на себя, добавляя, что при этом не исключается активная помощь мужа; 11 % считают, что работать должен муж, а жена должна заниматься домашним хозяйством.

Реальное распределение домашней работы. По данным зарубежных исследований, работающие жены выполняют в среднем 69 % домашних дел (Ш. Берг, 2001).

Сходные данные получены и отечественными учеными (О. Дудченко с соавт., 1995) (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Затраты времени (часов в неделю) на домашний труд (работающее население) в СССР

Немаловажно и то обстоятельство, что домашние дела у женщины являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.

С самого детства родители внушают девочке: будь независимой, гордой, требовательной, получай образование, ищи интересную, любимую работу. Все правильно.

А вот готовить к тому, что придется стать женой, матерью, хозяйкой, некоторые родители забывают…

«С детства меня воспитывали, как мальчишку. Командир отряда, председатель совета дружины, комсорг класса - все это я. Со школы привыкла быть лидером, привыкла руководить. О том, что я буду хозяйкой дома, женой, матерью, ни в школе, ни в институте мне никто ни разу не напомнил. Результат налицо: до сих пор не люблю готовить, хотя за плечами 2,5 года супружества. Мне повезло: у меня умный, понимающий и помогающий во всем муж. Но, боже мой, до чего же трудно ему со мной бывает! Ведь профессионал я только на работе, а дома - неумеха. Нина Р».

В. Т. Лисовский , 1986. С. 79.

В течение года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка, которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.

За год она перемывает 18 тысяч ножей, вилок и ложек, 13 тысяч тарелок и три тысячи кастрюль и сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает их из шкафа, ставит на стол, убирает обратно и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.

С помощью специальных устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать домохозяйке за день. Если семья живет в обычной двухкомнатной квартире, то домохозяйка делает в среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров.

Источник : Знание - сила. 1982. № 6. С. 33.

По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам молодые мужья и с более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990), существует стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены»: муж чаще рассматривается как добытчик, а жена - как хранительница семейного очага.

О том, какую роль мужчина выполняет в семье, пишут не так уж и часто. В литературе все больше встречается аналогичная информация о женщинах. Мужчина же просто выступает антиподом. Но не стоит забывать о том, для семейного счастья необходим вклад обоих, и роль мужчины в семье не стоит недооценивать.

Создание гармоничных отношений невозможно без участия мужа, его любви к женщине и участия в воспитании ребенка. Ни одна семья не сможет быть счастливой и крепкой без вклада мужчины в ее укреплении.

Какова роль мужчины в семье?

К сожалению, в настоящее время проводится недостаточно исследования на тему влияния мужского пола на развитие семейных отношений. Почему же необходимо изучать этот вопрос?

Во-первых, для создания системы знаний о семье. Во-вторых, для понимания вопроса о равноправии каждого из полов в решении бытовых проблем. Для того, чтобы не возникало перекоса при ведении домашнего хозяйства в сторону женщины, часто нужно менять позицию мужчин в семье.

В современном обществе есть устоявшееся мнение по поводу мужских домашних обязанностей и его положения в обществе. Но проблема заключается в том, что распространенные правила уже давно не работают в нынешних условиях жизни. Все чаще появляются вопросы и споры о том, почему сильный пол не хочет выполнять домашние дела и помогать женщине.

У многих есть образ главы семьи, который дома лишь отдыхает и восстанавливается после трудовых будней. Рейтинг мужчины, как хорошего семьянина, роль мужчины в семье лишь падает с каждый годом.

Согласно статистическим данным, за последние полвека женщина стала работать примерно на 7 часов в неделю меньше по дому, а мужчина лишь на 2 с половиной. Из полученных данных можно сделать заключение о том, что мужчины все-таки взяли на себя часть женских обязанностей. Но все равно показатели не радуют.

Почему мужчины выполняют мало бытовых обязанностей?

Почему же статистика неутешительна? Мужской пол не хочет заниматься рутиной, либо просто не может? Опросы говорят о том, что более половины мужчин, как раз готовы заниматься детьми и домашними делами, но у них не хватает на это времени.

Они хотели бы больше общаться и принимать участие в семейной жизни. Почему же этого не происходит? Дело как раз в сложившихся стереотипах общества о том, какова роль мужчины в семье. Корень проблем лежит в правильном воспитании. Даже, если у главы семейства есть верное понимание собственных обязанностей, не всегда удается осуществить это в реальной жизни.

О чем еще нам говорит статистика?

Мужчина занят на производстве на 4 часа в неделю больше женщины. Казалось бы, разница невелика. Примерно такое же количество времени отец уделяет ребенку. Работникам мужского пола чаще предлагают сверхурочную работу.

Происходит это потому, что работодатель прекрасно понимает, что женщина поспешит домой к своим детям. И даже ее отказ от дополнительной нагрузки будет восприниматься нормально. Аналогичный ответ от мужчины вызовет непонимание, и даже смех среди коллег и руководства.

То воспитание, которое получает большинство мужчин, в дополнение к окружению на работе заставляет их скрывать свои чувства к женщине и детям. Иногда можно встретить нелепое поведение у мужчин, когда они пытаются доказать окружающим, что семья — это не главное в их жизни и нарочно не спешат идти домой. Тем самым они подчеркивают для друзей и коллег, что брак не изменил их образ жизни и устоявшиеся привычки.

Чаще всего, это лишь показательные акции со стороны мужчины, но поступить иначе он не в силах. Все это оказывает разрушающее действие на семью. К тому же сыновья копируют поведение отцов и совершают впоследствии те же ошибки в собственных семьях.

Изменение представления мужчины о собственной роли в доме.

Для того, чтобы женщина почувствовала поддержку мужf в быту, необходимо изменить его представление о том, какова роль мужчины в семье. К тому же это изменение должно произойти не только у отдельно взятого мужчины, но и у общества в целом.

Семья едина. Если пренебречь функциями мужчины в доме, то женщина не сможет справиться со всеми навалившимися обязанностями, за этим последуют конфликты и нарастание негативной обстановки. О каком равноправии тут можно говорить?

Работа сверхурочно может произойти в любой из дней и, если у мужчины есть какие-либо ежедневные обязанности по дому, то он их просто не выполнит. Это говорит о том, что мужчинам можно поручить лишь те дела, которые не имеют регулярной основы.

Но выполнение даже части домашних дел все равно не избавит женщину от повышенных нагрузок после заключения брака. Но этот факт не мешает женщинам хотеть выйти замуж. Те, кто считал, что вскоре семьи перестанут существовать, ошибаются.

Есть ряд потребностей, в том числе духовных, которые могут быть удовлетворены лишь внутри семьи. Общество принимает и любит человека за ту социальную роль, которую он в нем выполняет. Семья же дает безусловную любовь.

Почему мужская половина не спешит вступать в отношения?

И впоследствии говорят о собственном разочаровании? Практически никто не говорит о том, какова роль мужчины в семье до того момента, как он вступит в брак. Первые неприятности приводят к опустошению и разочарованию в семейной жизни. С появлением детей женщины переключаются на них, а жизнь мужчины большей частью связана с работой. То есть мужчина, имея семью, продолжает жить на работе.

Чтобы мужчина оказался готов к совместной жизни и созданию счастливой семьи, его нужно к этому заранее готовить. Предупреждать о необходимости брать ответственность и работать над отношениями.

Тем не менее, мужчина хочет иметь семью. Если он и меняется в не лучшую сторону, то причиной этому лишь появившиеся трудности. В действительности роль мужчины в семье от этого не изменяется. Не стоит забывать о том, что мужчинам семья нужна не меньше, чем они ей.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: